eldarmurtazin (eldarmurtazin) wrote,

Минутные забавы. Книги и фильмы – почему книги нам нравятся чаще

Originally published at Лично/общественный дневник Эльдара Муртазина. You can comment here or there.

С недавних пор у  меня появилась привычка записывать в блокнот список прочитанных книг и просмотренных за месяц фильмов. В каждом списке плюсом отмечаю те, что мне понравились, это произведения, что я буду рекомендовать своим друзьям. Спорные вещицы получают плюс напополам с минусом, как правило, они неприятны, но побуждают думать. Подобных неоднозначных книг и фильмов встречается немного, от силы пять-шесть за целый год. Минус, как вы догадались, достается  произведениям, чтение или просмотр которых, это зря потраченное время. Простенькая памятка для себя, которая натолкнула меня на забавное наблюдение. Из десятка книг, которые успеваю прочесть в месяц, почти все получают плюсик. Одна, от силы две неудачны. В списке фильмов картина ровно обратная, несколько плюсов на два десятка названий. Почему так? Попытка разобраться в этом привела к сравнению того, как я покупаю книги и выбираю фильмы для просмотра. Два разных мира, два различных результата.

Прогулка в книжный магазин, это разгрузка головы и полная перезагрузка своих ощущений. Бродишь между полками, проводишь пальцем по корешкам книг, скользишь взглядом по названиям. Без цели и определенной задачи, иногда выбираешь книгу и пролистываешь. Не знаю, чем руководствуется мое сознание, когда рука выхватывает книгу о корпорации RAND, а через минуту находит альтернативный взгляд на это научно-исследовательское учреждение, через три полки и в дальнем углу. Подходишь к новинкам, смотришь их, иногда пробуешь новых авторов, которые тебе неизвестны. Тоже способ познания мира. Редко, когда я прихожу покупать книгу, уже зная, что именно мне нужно. Как правило, это книги профессиональные, которые надо читать в обязательном порядке. Большая часть минусов в списке напротив таких книг. Иногда я становлюсь заложником маркетинга и пробую то, что не стоило покупать. Яркий пример, исторический роман Брусникина «Девятный спас». В рекламе на улицах Москвы, кто-то из моих любимых авторов, хвалил эту вещь, купил только из-за этого. Плевался и отплевывался долго, послевкусие было дурным. Другой пример, роман «Наваждение Люмаса» от Скарлет Томас. Обожаю стилизации под старинные книги, черный обрез, необычный формат, приятную бумагу. Покупал отлично изданную книгу, надеясь, что форма отражает содержание. Промахнулся, получив скучный роман, который не заслуживал внимания.

Каким образом, я еще прихожу к плохим или неинтересным книгам. Это случается, когда начинаешь читать определенного автора и уже автоматически покупаешь все, что выходит под его именем. Два примера из мира российской фантастики, Ник Перумов и Сергей Лукьяненко. Люблю и уважаю книги обоих, покупаю все, что выходит. С Лукьяненко сбой произошел на книге «Недотепа», не понравилось совершенно. Это отнюдь не означает, что Лукьяненко вдруг стал плох, просто мы в какой-то момент стали разными, восприятие мира отдалилось. Подобное случается сплошь и рядом, но отчего-то принято сваливать на автора то, что нам не понравилась его книга. Писатель не виноват. Бывает так, что мы пресытились определенной тематикой и нам надоедают однотипные книги. У меня на ум сразу приходит Тони Парсон. Первая книга Man and Boy, потом последовала Man and Wife, но прочитать третью и четвертую, моих сил не хватило. Легкий язык, написано с юмором, но этим стилем я насытился, чтение превратилось в пережевывание жвачки. Напротив, Эмиль Золя с его бесконечным и завораживающим повествованием о семействе Ругон-Маккаров, в котором жирную точку ставит «Доктор Паскаль». Надоело? Ни капли, напротив, каждая книга проглатывалась и порой перечитывалась. Пресыщение наступило потом, но не было ни капли сожаления о прочитанных томах. Обратный пример, это горячо и по-настоящему любимый мной Достоевский. Тяжелый, невозможный для легкого чтения, язык. Каждая страница в большинстве романов, это издевательство над читающим и его головой. Поглощая Достоевского, я понимал, что уже два часа чтения гарантируют легкую мигрень. Но читал и перечитывал, потому что мне нравится мир созданный Достоевским, пусть он и не прост для обретения. Не буду оригинальным, признавшись, что «Идиот», один из самых любимых романов.

В жизни нет устоявшихся правил. Один писатель может стать однотипным, менять имена героев, канву, но говорить одно и то же, а кто-то остается разнообразным, даже используя одни и те же обороты. Узнать об этом можно только попробовав, другого способа не существует. И тут важно понимать, что одна книга, которая не понравилась вам сейчас, отнюдь не значит, что все последующие книги этого автора, будут также для вас плохи. Следует делать исключения, из столь популярного формата сборников рассказов, записок из блога, издания чужих работ, где ваш любимый автор выступает в качестве составителя. Это все тот же самый маркетинг и не стоит рассматривать такие работы, как произведение писателя, которого вы любите, тогда и разочарований будет меньше.

Наверное, поэтому, я читаю все книги Лукьяненко и то, что до сегодняшнего дня, счет удачных вещей превышает один неудачный опыт, уже большое достижение. Одной из лучших вещей, я считаю «Не время для драконов» написанную с Перумовым, очень жаль, что мы так и не увидели продолжения. Сериал от Перумова «Семь зверей Райлега», на мой вкус, выдохся и больше читать его я не буду, от последних двух томов получил гнетущее чувство разочарования. Но прочитав «Красную Млаву» написанную им с Верой Камшей, напротив, остался бесконечно доволен. Как видите, в мире книг нет ничего устоявшегося и одни и те же авторы, могут, как радовать, так и разочаровывать. Нет никаких правил. Но как же тогда получается, что книги, как правило, оцениваются в моем списке положительно, а вот фильмы наоборот?

Первая причина, которая пришла мне на ум, очевидна. Фильмы рекламируют с такой неистовой силой, что наша защита от агрессивной рекламы рушится, и мы отправляемся в кинотеатр. Чтобы провести два часа в темном зале и выйти с гнетущим чувством непонимания, почему мы потратили столько времени на такую полную ерунду. Рекомендации друзей помогают не сильно, у нас разное представление о хорошем, мы все из разных миров. Например, фильм «Вдребезги» в котором снимался Александр Плющев, собрал очень противоречивые отзывы. Мне этот фильм не понравился также сильно, насколько понравилась актерская игра Саши. Предыдущая работа того же режиссера, мне, безусловно, понравилась. Вот и судите, как тут угадать, какой фильм хорош?

Хорошим тоном считается смотреть определенных режиссеров. Например, среди интеллектуалов в особом почете Ларс фон Триер, который старается шокировать публику, то половым актом, снятым в манере клипа, с одновременным выпадением малыша из окна, то планетой Меланхолия, которая разбивает наш мир вдребезги. Я смотрю его работы без особого желания, для наполнения своего багажа и поддержания обсуждений. Пожалуй, моя позиция малодушна,  надо отказаться от траты времени на этакую ерунду. Фон Триер хороший рекламщик, который подхватывает умонастроения толпы и предлагает свой вариант кино для всех, еще особо подчеркивая, что оно для тех немногих, кто его поймет. В итоге – заполненные залы, рецензии и весь спектр эмоций. Но что я делаю в орбите творчества Триера? Понимая, как работает вся эта отнюдь не небесная механика? Думаю, что мои защитные механизмы дают сбой, и я вновь смотрю его фильмы.

Вторая причина тесно примыкает к первой. Фильмы идут на большом экране недолго. Надо успеть посмотреть те фильмы, что могут быть интересны именно в таком виде. Всевозможные трансформеры, боевики и тому подобная муть, на которую в обычной жизни даже не отвлекаешься. Пару лет назад я изобрел способ, как писать рецензии на фильмы. Надо скачать тряпичную копию фильма, снятую на любительскую камеру, с шипящей звуковой дорожкой. В такой экранке от пиратов уходит внешний лоск и спецэффекты, на первый план выходит игра актеров, сценарий, работа режиссера. И подобное испытание могут пройти единичные работы. Неожиданно оказывается, что большая часть фильмов редкостная гадость. Правда в моем способе есть огромный изъян, удовольствия от просмотра фильмов в таком виде, никакого. Поэтому не рекомендую его вам.

Третья причина, это неоднородность фильмов даже одного режиссера. Слишком большое число людей влияет на производство фильма, поэтому конечный продукт получается разным. Режиссеры, у которых фильмы одинаково хороши и разноплановы, можно перечислить по пальцам одной руки. Стэнли Кубрик, Хичкок, Коппола, список можно продолжать. Но даже у них есть фильмы, которые не стоит смотреть. Другой путь, просмотреть список из 250 лучших фильмов на IMDB. Обнаружив в первой сотне Бэтмена, L.A. Confidential или что-то подобное, начинаешь проникаться идеей, что у всех разные вкусы. До начала просмотра сложно гарантировать, что вам понравится фильм и это данность. Но основная причина в ином.

Думаю, тут все дело, в том, как мы читаем и как мы смотрим кино. Читать дольше, но тут гарантируется большее удовольствие. Мы нивелируем недостатки текста, дорисовываем главных героев в своем воображении и превращаем их в картинки, которые приятны нам. В фильме для полета нашего воображения почти нет места, здесь очень многое зависит от того, насколько мы образованы и видим парафразы других фильмов, книг, жизненных ситуаций. Как искусство, кино значительно сложнее для потребления и понимания. А с ростом сложности падает и наш уровень восприятия. Это логично и просто. Пожалуй, поэтому в моем списке напротив многих фильмов стоят минусы, причины описаны подробно. Значит ли, что надо отказаться от фильмов и только читать книги? Отнюдь нет, это разные формы информации, да и удовольствие от них различно. И стоит уделять время и книгам и фильмам. Человек, потребляющий только один вид информации, становится однобоким, останавливается в своем развитии. Читайте и смотрите фильмы.

Напоследок, поделюсь еще одним наблюдением о фильмах и книгах. Я никогда не покупаю книги, которые легли в основу фильмов. Хотя с удовольствием хожу на фильмы, которые сняты по тем книгам, что я прочитал. Причина в том, что читая, я сам формирую образы героев и свыкаюсь с ними. Если же посмотреть фильм, то при чтении я невольно буду вспоминать лица актеров, а мое восприятие книги будет совсем иным, она засияет голливудской улыбкой. А надо ли мне это? Думаю, что нет, ведь посмотреть фильм намного проще.

P.S. Совсем недавно я писал о прощании с бумажными книгами, тот текст в какой-то мере дополняет этот. http://mrmurtazin.com/2011/11/10/minutnye-zabavy-proshhanie-s-bumazhnymi-knigami/

Tags: book, movies, mz, Кино, Книги, кино
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments